Суббота, 18.05.2024, 23:27
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Работа в НИШ ХБН г. Усть-Каменогорска » Проекты учащихся

Доклад на конференцию Ожаровой Саи по теме "Развитие интеллектуальных способностей путем занятия спортивной радиопеленгацией."

Тема нашего  проекта: Развитие интеллектуальных способностей путем занятия спортивной радиопеленгацией.

Актуальность проблемы.

         В общенациональном проекте  «Интеллектуальная нация – 2020» важным приоритетом является формирование интеллектуальной элиты нашей Республики.

Чтобы в будущем реализовать себя и войти в число такой элиты, я поступила в Назарбаев Интеллектуальную школу.

Мое обучение здесь стало возможным благодаря достаточно высокому уровню развития интеллектуальных способностей.

Как же достичь и поддерживать высокий уровень интеллекта?

Доказано, что развитие интеллекта человека связано с количеством перерабатываемой им информации.

Работа с информацией точно так же тренирует мозг, как физическая нагрузка тренирует мышцы. Посещая с 4 класса тренировки по спортивной радиопеленгации, я знаю, что уровень моей физической подготовленности значительно повысился. Кроме физической нагрузки, в ходе прохождения дистанции мне постоянно приходилось решать и логические задачи, оценивать обстановку, быстро принимать решения. Часто мой тренер говорил мне: «Спортивная радиопеленгация – это игра в шахматы на бегу».  В связи с этим, я задалась вопросом: действительно ли занимаясь спортивной радиопеленгацией, можно повысить уровень интеллектуальных способностей?

Это предположение стало гипотезой моего исследования.

Целью исследования является выявление связи между развитием интеллектуальных способностей и занятием спортивной радиопеленгацией.

Задачи исследования:

1.изучить проблему по литературным источникам;

2.путем сравнительного анализа доказать эффективность влияния занятий спортивной  радиопеленгацией на развитие  интеллектуальных способностей;

3. разработать комплекс упражнений-заданий для развития интеллектуальных способностей учеников.

Методы исследования:

1.анализ литературы  по данной  теме;

2.тестирование;

3.обработка полученных данных.

Практическая значимость: результаты исследования позволяет привлечь учеников нашей школы к занятиям спортивной радиопеленгацией и, тем самым, развивать их интеллектуальные способности.

        

 

По определению спортивная радиопеленгация или «охота на лис» – это вид спорта, заключающийся  в оперативном обнаружении замаскированных на местности радиостанций, зародился в Дании, Англии сразу после Второй мировой войны. Также этот  вид  известен под аббревиатурой ARDF (Amateur Radio Direction Finding). Представляет собой состязание между спортсменами, которые с помощью карты местности, компаса и радиоприемника с направленной антенной, должны найти 5 радиопередатчиков в заданной местности. Цель состязания – найти заданное количество «лис» (как правило, 5) за наименьшее время. Участие в соревнованиях требует не только значительной физической, но и умственной тренировки.

Исследование на тему «Развитие интеллектуальных способностей путем занятия спортивной радиопеленгацией» проводилось с марта по апрель 2011 года в три этапа на базе Назарбаев   Интеллектуальной   школы  ХБН г. Усть-Каменогорска и Специализированной Детской юношеской спортивной технической школы ВКО.

Интеллектуальные способности испытуемых были изучены психологом школы Сейлгазиной А. М. и тренером СДЮСТШ по ВКО Родвальд З. Э. путем проведения такой методики как тест Равена (по методу теста возрастающей трудности). Данная методика является стандартной, апробированной, имеет надежность.

Показатели интеллекта моих одноклассников и спортсменов учебно-тренировочной группы по спортивной радиопеленгации по методике Равена представлены в таблицах на слайдах.

Из приведенной на слайде диаграммы видно, что высокий уровень интеллекта в 8 Г классе показали 0 учащихся, в тренировочной группе – 1 спортсмен; уровень выше среднего в 8 Г классе у 7-ми учащихся, в тренировочной группе у  6-ти  спортсменов; средний уровень в 8 Г классе показали 6 учащихся, в тренировочной группе – 6 спортсменов; уровень ниже среднего и низкий не показал никто.

В обеих исследованных группах  уровень логичности мышления – выше среднего.

 

Уровень развития произвольного внимания испытуемых было исследовано по методике, представляющей собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Показатели внимания моих одноклассников  и учебно-тренировочной группы по спортивной радиопеленгации по методике «Домик» представлены в таблицах на слайдах.

Из приведенной на слайде диаграммы видно, что высокий уровень внимания в 8 Г классе показал  1 учащийся, в тренировочной группе – 5 спортсменов;  средний уровень  у 8-ми  учащихся и у 7 спортсменов; низкий уровень внимания в 8 Г классе показали 4 учащихся, в тренировочной группе –1 спортсмен.

В обеих группах в основном уровень внимания – средний.

Из полученных данных можно сделать вывод, что уровень логичности мышления как у спортсменов по радиопеленгации, так и у учащихся 8 Г класса находится на уровне выше среднего, так как большое внимание в их подготовке (как учебной, так и тренировочной) отводится на  умение мыслить и принимать решения, оптимально выполнять задания в условиях прогрессирующего физического, умственного и эмоционального утомления.

Средний уровень внимания показали большинство учащихся и спортсменов. Однако высокий уровень внимания показали 5 спортсменов и только 1 учащийся, низкий уровень показал 1 спортсмен и 4 учащихся. Такие показатели объясняются тем, что в «охоте на лис» во время тренировки и соревнований при прохождении дистанции радиоспортсмен должен постоянно контролировать свои действия: чтение карты, пеленгование, технические действия  по поиску радиопередатчиков и т. д. Малейшее отключение внимания  ведёт к потере ориентировки, принятию ошибочного решения и ухудшению результата.

        

По итогам  проведенного исследования, можно сделать вывод,  что развивать интеллектуальные способности можно, занимаясь таким видом спорта, как спортивная радиопеленгация.

Разработанный нами комплекс упражнений-заданий, который применяется на тренировках «в охоте на лис»,  поможет учащимся повысить уровень интеллекта, проводить комплекс можно на уроках физической культуры.

 

Категория: Проекты учащихся | Добавил: Нужная (02.12.2011)
Просмотров: 805 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Нужная  
0
smile

Имя *:
Email *:
Код *: